Использование чистых галлюциногенных соединений в медицине имеет ту же основу, что и использование исходных растений в магически-религиозных практиках. В обоих случаях эффект состоит в глубоких психических изменениях переживания
реальности. При этом затрагивается не только восприятие внешнего мира, но также преобразуется и восприятие человеком своей личности. Изменения чувственного восприятия внешнего мира вызываются сдвигом чувствительности разных органов чувств. Галлюциногены стимулируют чувственное восприятие, особенно в отношении зрения и слуха. Эти изменения самосознания указывают на глубокое воздействие веществ, которое затрагивает самую суть нашего существа — сознание.
Наш опыт реальности непостижим без субъекта, эго, которое воспринимает эту реальность. Субъективный опыт так называемой объективной реальности — это результат взаимодействия между внешними чувственными сигналами, проводимыми органами чувств, и эго, которое доводит эту информацию до уровня сознательного восприятия. В этой ситуации внешний мир можно рассматривать как источник информации или сигналов, а глубинное существо — как получатель. В этом случае, эго является транслятором. В отсутствии одного из них, — либо отправителя, либо получателя, — реальности не существует. По радио не звучит музыка и экран пуст. Если мы будем придерживаться этой концепции реальности как продукта взаимодействия между отправителем и получателем, тогда восприятие другой реальности под воздействием галлюциногенов может быть объяснено тем фактом, что мозг, являющийся центром сознания, претерпевает сильные биохимические изменения. Получатель, таким образом, оказывается настроен на волны, отличные от таковых, связанных с нормальной повседневной реальностью. В этом аспекте, субъективный опыт реальности оказывается беспредельным, зависящим от емкости приемника, которую можно сильно изменить путем биохимической модификации сферы мозга.
В целом, мы воспринимаем мир с весьма ограниченной точки зрения. Это так называемое наше нормальное состояние. Однако через галлюциногены это восприятие реальности может быть сильно изменено и расширено. Эти различные аспекты или уровни одной и той же реальности не взаимоисключающи. Они формируют всеобъемлемующую, вневременную трансцендентную реальность.
Возможность изменения волновой настройки «эго-приемника» и, таким образом, вызова изменений в восприятии реальности, составляет действительное значение галлюциногенов. Эта способность создавать новые и отличные образы мира — причина того, почему галлюциногенные растения ранее и до сих пор рассматриваются как священные.
В чем состоит существенное, характерное отличие повседневной реальности от образов, воспринимаемых во время галлюциногенного состояния? В нормальном состоянии сознания — в повседневной реальности, — эго и внешний мир разделены; человек стоит лицом к лицу с внешним миром; последний становится объектом. Под воздействием галлюциногенов граница между переживающим эго и внешним миром исчезает либо становится размытой, в зависимости от степени этого состояния. Между получателем и отправителем устанавливается механизм обратной связи. Часть эго обращается во внешний мир, в объекты, нас окружающие; они начинают оживать, приобретая иное и более глубокое значение. Этот опыт может быть радостным или демоническим и может включать в себя потерю знакомого эго. Новое эго чувствует себя особыми узами в блаженстве соединенным с внешними объектами, а также с другими человеческими существами. Опыт глубокого общения с внешним миром может даже достигать кульминации в чувстве единения с целым творением.
Это состояние космического сознания, которое при благоприятных обстоятельствах
может быть достигнуто при помощи галлюциногенов, родственно стихийному религиозному трансу (экстазу), известному также как unio mystica или, в опуте восточных религиозных учений — самадхи и сатори. В обоих этих состояниях действительность освещена светом той трансцендентной реальности, в которой творение и эго, отправитель и получатель суть Одно.
Изменения сознания и восприятия, которых можно экспериментально достичь при помощи галлюциногенов, нашли несколько различных применений в медицине. Наиболее часто используемыми в этой области чистыми веществами являются мескалин, псилоцибин и LSD. Современные исследования связаны, главным образом, с LSD — самым сильным из известных на сегодня галлюциногенов, химически модифицированной формой активного начала вьюнка ололиуки.
В психоанализе, разрыв обыденного переживания мира может помочь пациентам, затянутым в круг эгоцентрических проблем, освободиться от своей фиксации и изоляции. При понижении или даже снятии под действием галлюциногенов барьера Я-Ты, может быть установлен лучший контакт с терапевтом, а пациент может стать более открытым для психотерапевтического внушения.
Галлюциногены также часто стимулируют ясное воспоминание забытых или подавленных прошлых переживаний. В психотерапии возврат к осознанному восприятию событий, которые привели к психологическому расстройству, может быть критически важным. Опубликовано множество отчетов о том, как под воздействием галлюциногенов в ходе психоанализа оживали воспоминания прошлых событий, даже из самого раннего детства. Это не просто обычная форма воспоминания, — она действительно влечет повторное проживание этого опыта: это не реминисценция, но ревивисценция, как назвал его французский психиатр Jean Delay.
Сам по себе галлюциноген не оказывает эффекта лекарства, но скорее играет роль медицинской помощи, оказываемой в общем контексте психоанализа или психотерапии, для того, чтобы повысить эффективность этих процессов и уменьшить необходимое для помощи время. Есть два разных способа их использования для этой цели.
Один метод, разработанный в европейских клиниках, известен как «психолиз». Он заключается в приеме умеренных доз галлюциногена за некоторое количество последовательных сессий, разделенных некоторыми интервалами. Переживания пациентов под воздействием галлюциногенов обсуждаются на последующих групповых сессиях и выражаются через картины, рисунки и подобные средства выражения. Термин psycholysis был предложен английским психотерапевтом юн гианской школы Ronald A. Sandison. Суффикс «-lysis» указывает на растворение физиологических напряжений и конфликтов.
Второй метод обычно предпочитают применять в Соединенных Штатах. После интенсивной психологической подготовки, индивидуальной для каждого пациента, последнему дается одна, очень высокая доза галлюциногена. Эта «психоделическая терапия» направлена на вызов мистического, религиозного состояния транса, который должен дать отправную точку для реструктуризации личности пациента. Термин psychedelic означает «обнажающий разум». Он был создан психиатром Humphrey Osmond.
Использование галлюциногенов как средства в психоанализе и психотерапии основано на эффектах, противоположных эффектам других психотропных лекарств, называемых транквилизаторами. Последние скорее ведут к подавлению проблем и конфликтов пациента, представляя их менее серьезными и не столь важными, в то время, как галлюциногены выносят конфликты на поверхность и делают их более острыми, отчего они могут быть более ясно распознаны и открыты для психотерапии.
В качестве дополнительного средства в психоанализе и психотерапии, галлюциногенные вещества до сих пор являются объектом дискуссии в медицинских кругах. Однако это же относится и к другим техникам, таким как электрошоковая терапия, инсулиновая кома и лоботомия, — все они представляют гораздо большую опасность, чем использование галлюциногенов, последние же, находясь в руках эксперта, могут рассматриваться как практические не представляющие собой опасности средства.
Некоторые психиатры придерживаются взгляда, согласно которому более быстрое извлечение забытых или подавленных травматических переживаний, которое часто наблюдается при использование галлюциногенов, а также более короткий период лечения не являются благоприятными чертами. Они полагают, что этот метод не дает достаточно времени для полного психотерапевтического освоения и интеграции сделанного осознанным материала, и что благоприятные эффекты имеют меньшую длительность, чем в том случае, когда травматические переживания возвращаются в сознание более медленно и прорабатываются постепенно.
Психолиз и психоделическая терапия требуют очень тщательной подготовки пациента, предшествующей приему галлюциногенов. Если от этого опыта ожидается действительно положительный результат, пациент не должен быть испуган необычными эффектами, которые оказывает препарат. Также важен тщательный отбор пациентов для такого лечения, ибо не все виды психического расстройства в равной степени положительно отзываются на эту форму терапии. Поэтому, для успеха сопровождаемый приемом галлюциногенов психоанализ или психотерапия требуют специальных знаний и опыта.
Одним из самых важных аспектов клинического опыта психотерапевта, работающего с галлюциногенами, являются опыты на себе с этими субстанциями. Через эти опыты терапевт может напрямую познакомиться с теми мирами, в которые входит его пациент, и, поэтому, гораздо лучше понять динамику бессознательного.
Галлюциногены также могут быть использованы в экспериментальных исследованиях, для определения сущности умственных расстройств. Некоторые ненормальные умственные состояния, вызываемые галлюциногенами у здоровых субъектов в некоторых отношениях похожи на симптомы шизофрении и других душевных болезней. Одно время ученые даже полагали, что галлюциногенная интоксикация может рассматриваться как «модель психоза», однако в действительности, между психотическими состояниями и галлюциногенным опьянением были найдены первостепенные отличия. Но галлюциногенное состояние может служить моделью для изучения биохимических и электрофизиологических изменений, которые возникают в ненормальных умственных состояниях.
Одной из областей, где медицинское использование галлюциногенов, и в особенности LSD, затрагивает серьезные этические вопросы, является помощь умирающим людям. Врачи американских клиник заметили, что очень жестокие боли, испытываемые терминальными раковыми больными, которые уже не снимались обычными обезболивающими препаратами, могли частично или полностью купироваться LSD. В обычном смысле это, вероятно, не обезболивающее действие. Считается, что в этом случае исчезает восприятие боли; под воздействием препарата разум пациента отделяется от тела до такой степени, что физическая боль больше не достигает его.
Если в таком типе случаев ожидается эффективность применения галлюциногенов, то здесь снова абсолютно необходимо подготовить к этому разум пациента и объяснить ему тот вид опыта и изменений, которые он может испытать. Также большую пользу приносит направление мыслей пациента на религиозные аспекты, что может сделать
священник или психотерапевт. Есть многочисленные отчеты о том, как умирающие люди, освобожденные от боли в экстазе, вызванном LSD, пришли к восприятию значения жизни и смерти и умерли с миром, примиренные со своей судьбой и свободные от страха.
Медицинское использование галлюциногенных препаратов отличается от колдовского использования галлюциногенных священных растений знахарями и жрецами-целителями тем, что последние обычно сами едят растения, или пьют их настои, в то время как в обычной медицине галлюциногенное вещество принимает только пациент. В обоих случаях, однако, задействуются одни и те же психологические эффекты, ибо те же эффекты вещества, служащие инструментом в психоанализе и психотерапии, также дают колдуну необычные способности к прорицанию и целению. Эти эффекты заключаются в ослаблении и даже растворении барьера Я-Ты, что приводит к растворению объективной повседневной реальности в мистическом переживании Единого.