Четыре века назад, один испанский миссионер писал из Мексики: «Ололиуки… лишает разума всех потребляющих его… Таким способом аборигены общаются с дьяволом, ибо они обычно начинают говорить, находясь под действием ололику, они обманывают себя различными галлюцинациями, приписывая их божеству, что по их словам, находится в семенах…»
Один недавний отчет указывает на то, что для жителей мексиканского штата Оахаса ололиуки не потерял своей связи с божеством: «Повсюду в этих референциях мы видим две культуры, на смерть сошедшиеся в дуэли [индейскую и испанскую], индейцев, которые с упорством и хитростями защищают дорогой для них вьюнок ололиуки. Похоже, что индейцы выиграли. Сегодня почти в каждой деревне штата Оахаса мы можем найти семена, которые во времена невзгод служат индейцам помощью, что всегда рядом». Как и в случае священных грибов, использование галлюциногенных вьюнков, бывшее столь важным в жизни до-испанской Мексики, до двадцатого века таилось в глубинке.
Один испанский отчет, написанный вскоре после конкисты, утверждает, что у ацтеков есть «трава, называемая coatl-xoxo ihqui [зеленая змея], которая дает семена, называемые ололиуки». на старинном рисунке растение изображено как вьюнок ипомея (Morning Glory), со скученными плодами, сердцевидными листьями, клубневым корнем и вьющимся стеблем. В 1651 г врач короля Испании, Francisco Hernandez, идентифицировал олилуки как Morning Glory и профессионально описал: «Олилуки, который иные называют Coaxihuitl или растением змеи, это вьющаяся трава с тонкими зелеными сердцевидными листьями; тонкими, зелеными округлыми в сечении побегами и длинными белыми цветками. Плоды весьма похожие на плоды кориандра. круглые, от чего происходит название растения (в языке Nahuatl, слово олилуки означает «круглый предмет»). Корни тонкие, мочковатые. Растение горячо в четвертой степени. Оно лечит сифилис и успокаивает боль, вызываемую простудами. Успокаивает газы и удаляет опухоли. Если смешать его с небольшим количеством смолы, устраняет простуды, стимулирует, в заметной степени помогает при вывихах и переломах, а также при проблемах таза у женщин. Семена находят несколько применений в медицине. Говорят. что в виде порошка, либо отвара, либо припарки с молоком и чилли на голову или лоб, они исцеляют болезни глаз. При употреблении напитка из них, действуют как афродизиак. Имеют острый вкус, очень горячи. Прежде, когда жрецы хотели пообщаться со своими богами и получить от них послания, они ели это растение для погружения в делирий. Им чудились тысячи видений и сатанинских галлюцинаций. По этому образу действия, это растение можно сравнить с Solanum maniacum Диоскорида.
Другие ранние (испанские) источники утверждали, что «Ололиуки это вид семени наподобие чечевицы… некоторой разновидности плюща…; при употреблении питья из
этого семени, оно лишает вкусившего его своих чувств, ибо оно весьма сильно»: и что «не будет неверным воздержаться от описания условий его произрастания, ибо описание здесь этого растения здесь или ознакомление с ним испанцев не столь важно». Другой источник изумлялся: «Удивительно, как сильно верят эти аборигены в это семя, ибо… они обращаются к нему как к оракулу, чтобы узнавать о многих вещах… особенно о тех, во что… не под силу проникнуть человеческому разуму… Они советуются с ним через одного из своих лживых докторов, из коих некоторые практикуют питие ололиуки как профессию… Если доктор, который не пьет ололиуки, желает исцелить пациента от недуга, он советует ему поучаствовать самому… Доктор назначает день и час, когда следует принять зелье и утверждает причину, по которой пациент его пьет. В конце концов, тот, кто пьет ололиуки … должен уединиться в своем жилище… Никто не должен входить во время его ворожбы… Он… верит, что ололиуки… открывает то, что он хочет знать. Когда делирий проходит, доктор выходит из места уединения, рассказывая тысячу небылиц… держа, таким образом, пациента в обмане».
Признание одного кающегося индейца-ацтека иллюстрирует связь ололиуки с колдовством: «Я верил в видения, в магические травы, в пейот, в ололиуки, в сову…»
Ацтеки делали мазь, которую они использовали для совершения жертвоприношений: «Они брали ядовитых насекомых… сжигали их и измельчали пепел вместе с лапой ocotl, табаком, ололиуки и некоторыми живыми насекомыми. Они преподносили эту дьявольскую смесь своим богам и натирали ею свои тела. Помазавшись таким способом, они становились бесстрашными к любой опасности». Другой источник утверждал, что «они кладут смесь перед своими богами, говоря, что это пища этих богов… с нею они становились ведьмаками-знахарями и общались с дьяволом».
В 1916 г один американский ботаник ошибочно предположил, что ололиуки был видом из рода Datura. У него было несколько соображений: дурман (Datura) был хорошо известным интоксикантом; его цветки напоминают цветки вьюнков; в семействе вьюнковых не было известно никаких психоактивных видов; симптомы интоксикации от ололиуки напоминают симптомы, вызываемые дурманом; а также то, что «ацтекам приписывают знание ботаники, которой они далеко не владели… Ботанические знания ранних испанских летописцев… возможно, не были гораздо более обширными». И эта неправильная идентификация была широко принята.
Лишь в 1939 г. на землях племен Chinantec и Zapotec в мексиканском штате Оахаса, были собраны образцы Turbino Corymbosa, где это растение культивировалось для галлюциногенного использования, позволявшие провести его идентификацию. В языке индейцев Chinantec слово A-mu-kia означает «лекарство для прорицания». Обычно берут тринадцать семян, размалывают и выпивают с водой или алкоголем. Интоксикация наступает быстро и приводит к визуальным галлюцинациям. Она может сопровождаться промежуточной стадией головокружения, которая сменяется расслабленностью, эйфорией, дремотой, а также сомнамбулическим наркозом. Индеец может слабо осознавать, что происходит и подвержен внушению. Видения часто гротескны, изображают людей или события. Туземцы говорят, что интоксикация длится три часа и редко имеет неприятные побочные эффекты. Ололиуки употребляют по ночам, и, в отличие от пейота и грибов, делают это в одиночестве, в тихом уединенном месте.
Употребление семян Turbina corymbosa зафиксировано среди индейцев Chinantec, Mazatec и других племен штата Оахаса. В этом штате семена называют Piule, хотя в каждом племени для них есть свое название.
Похоже, что ацтеки использовали слово ололиуки для обозначения нескольких растений, но только одно из них было психоактивным. Вот что утверждается о нем в одном старинном отчете: «Существует трава, называемая ололиуки или Xixicamatic, чьи листья похожи на листья miltomate [Physalis sp.], а цветки тонкие, желтые. Корень круглый, размером с кочан капусты». Этим растением не могла быть Turbina corymbosa, и его идентификация остается загадкой. Третье растение ололиуки, известное также как Hueyytzontecon, использовалось в медицинских целях, в качестве слабительного, — эта черта наводит на мысль о семействе ипомеи, хотя это растение, по описанию, не является вьюнковым (вьющимся).
Другой вид ипомеи, Ipomoea violacea, ценился в качестве священного галлюциногена у ацтеков, которые также называли его семена Tlitliltzin, от корня в языке Nahuatl, обозначающего «черный цвет» и суффикса, выражающего почтение. Семена ипомеи удлиненные, угловатые, черного цвета, в то время как семена Turbina corymbosa коричневого цвета и круглые. В одном старом отчете упоминаются оба вида и утверждается, что и пейот и ололиуки и Tlitliltzin психоактивны. Ipomoea violacea
используется, главным образом, в районах, где живут индейцы Zapotec и Chatin в штате Оахаса, где она известна как Badoh Negro или Badungas (у Zapotec’ов). В некоторых деревнях индейцев Zapotec известны оба вида, Turbina corymbosa и Ipomoea violacea; в других используется только последний. Черные семена часто называют macho («мужчина»), — их употребляют мужчины; коричневые семена, называемые hembra («женщина»). употребляются женщинами. Согласно индейцам, черные семена более сильнодействующие, это утверждение подтвердилось химическими исследованиями. Доза составляет семь или кратное семи число семян; в иных случаях она равна уже знакомым тринадцати семенам.
Как и в случае Turbina, семена Badoh Negro перемалывают и помещают в сосуд-тыкву, наполненную водой. Твердые частицы отцеживают, а полученный настой выпивают. Во время интоксикации появляются «посредники» — badu-win, две фантастические маленькие девочки в белом, которые дают предсказания, а также откровения, касающиеся причины болезни..
Современный отчет об использовании семян Ipomoea violacea среди индейцев Zapotec указывает на то, что Badoh Negro действительно является значимым элементом в жизни этих индейцев: «…гадание об исцелении от болезни также практикуется при помощи одного растения, по описанию, наркотического. Это растение… растет во дворе… семьи, что продает его листья и семена… чтобы назначать его пациентам…
Пациент, который должен остаться наедине с целителем, если не в одиноком месте, где не слышно даже крика петуха, погружается в сон, в котором к нему приходят и рассказывают малютки (мальчик и девочка) — дети растения [bador]. Эти духи растения также рассказывают об утерянных вещах». Современный ритуал с семенами ипомеи включает в себя и христианские элементы. Некоторые на звания — Semilla de la Virgen («семя девы Марии») и Hierba Maria («трава Марии») — демонстрируют союз христианства с язычеством и ясно указывают на то, что Turbina corymbosa и Ipomoea violacea рассматриваются как подарки богов.
Химия ололиуки
Галлюциногенными компонентами ололиуки являются алкалоиды — производные лизергиновой кислоты. Они относятся к классу индольных алкалоидов, также найденных в спорынье. Амид лизергиновой кислоты, также известный как эргин, а также гидроксиэтиламид лизергиновой кислоты — главные компоненты смеси алкалоидов ололиуки. Триптаминовый радикал в циклической структуре лизергиновой кислоты устанавливает ее родство с указанными эрголиновыми алкалоидами, а также с активными веществами грибов рода Psilocybe и гормоном мозга серотонином.
LSD, диэтиламид лизергиновой кислоты, является полусинтетическим соединением, самым сильнодействующим из известных сегодня галлюциногенов. От амида лизергиновой кислоты он отличается лишь заменой двух атомов азота на две этильные группы. Действующее вещество ололиуки (галлюциногенная доза 2-5 мг), однако, примерно в 100 раз слабее, чем LSD (галлюциногенная доза 0.05 мг).
…ну очень, очень интересно…
сколько надо глотануть семян Turbina corymbosa, чтобы понять в чём смысл нашего существования или как приготовить отвар?
Говорят, кратное семи.
Многие считают 14 числом магическим.
Однако есть причины полагать, что семена, сами по себе, не галлюциногенны, точно так же, как и семена конопли. В семенах содержатся питательные элементы, минералы и масла в «сыром состоянии», готовые к ядерному синтезу, необходимому для произрастания побегов, роста и цветения вьюнка. Часто, плоды считаются «апофеозом» ядерного синтеза (к примеру, мандрагора осуществляет небывалый в природе ядерный синтез).
По аналогии самой сильнодействующей марихуаны — 9 лепестков, — и вьюнок собирают с семью лепестками (четырехлистный клевер, еще один пример).
Но, как говорилось ранее — это все легенды… кратное 9… кратное 7…
Где-то рассказывалось о циклах (в тех же источниках, в которых рассказывается о шаманах, живущих по «тыще» лет): где цикл 9 (источник) встречается с циклом 7 (лунный) — происходит синхронизация всех биоритмов вселенной (4). Для энергообмена двух ядер (а также яжерного синтеза) цикл 8 (свет) считается оптимальным.
Очень интересна история ацтеков. Особенно, уничтоженные спаниярдами источники.