Другие названия: айяуаска, айяваска, аяуаска, аяваска, айваска, камарамти, яге, ая.
Из амазонских дождевых лесов происходит один из самых мощных катализаторов, для повышения осведомленности, когда-либо открытый человечеству. В Эквадоре и Перу это лекарство называется аяхуска, в Индии имеет ироничное значение «лоза мертвых».
Как галлюциногенное вещество, аяхуаска не относится к одному растению, это особая смесь из двух очень разных видов растений. Не существует такого понятия, как растение аяхуаска или яге. Аяхуаска относится к сочетанию растений, усиливающих действие друг друга, также имеющих разную силу в зависимости от умения его создателя.
Аяхуаска славится видениями которые она создает и реальным опытом, который, как кажется употребляющему, он переживает. Аяхуаска вызывает гипнагогическое или оторванное от реальности состояние и в то же время она сохраняет индивидуума бодрым и находящимся в сознании.
Многие люди сообщают, что отвар Аяхуаски заставляет их думать быстрее и смышленней. Некоторые люди с большим опытом использования аяхуаски обозначили, что в конечном итоге мыслительные эффекты являются более значимыми, чем видения. В общем, люди сообщают, что Аяхуска дает им более глубокие и новые идей, чем приходящие им в голову обычно.
История аяхуаски
Еще в доколумбовые времена, психоактивный напиток, известный как аяхуаска, использовался шаманами и знахарями в районе Амазонки для ритуалов исцеления и шаманских процессий. В прибрежных районах Эквадора, во время археологических раскопок, были обнаружены, так называемые, «горшки ведьм», которые использовались для приготовления аяхуаски. Согласно оценкам экспертов, эти исторические горшки имеют возраст около 3500 лет.
Каким образом психоактивный напиток аяхуаска был впервые обнаружен до сих пор остается загадкой. Однако, эта находка стала больше, чем случайное открытие, сделанное примитивными индийцами.
Миф о создании психоактивного напитка аяхуаска гласит: «Давным-давно, в тропических лесах, жил опытный охотник. Однажды, когда он был далек от своего дома, он услышал, как с ним разговаривает лиана. Охотник знал многое о том, как приготовить яд из корней, коры и семян различных растений для охоты на животных. Охотник верил в силу волшебных растений. Однако, лиана нашептала ему новый рецепт, и охотник вернулся домой с открытием.
Ночью ему приснился сон, в котором дух лианы объяснил охотнику, как приготовить напиток, который можно было бы использовать для лечения многих заболеваний».
Сегодня, шаманы до сих пор используют аяхуаску в качестве «напитка истинной реальности» с целью определения происхождения болезни, или же общения с владыками животных и растений.
Психоактивный напиток аяхуаска представляет уникальное сочетание компонентов Банистерии каапи (Banisteriopsis caapi) – огромная лиана, растущая в тропических лесах Амазонии, Бразилии, Перу, Эквадоре, а также листьев чакруны (Psychotria viridis) – кустарник семейства Мареновые. Лиана содержит такой алкалоид, как гармалин, а чакруна диметилтриптамин (ДМТ). Только с помощью комбинации этих активных ингредиентов, психоактивный напиток аяхуаска способен производить такой эффект, как расширение сознания. Из-за мощного психоактивного воздействия напитка, в результате которого возникает трехмерное виденье, аяхуаску иногда в шутку называют «амазонское телевидение» или «джунгли кино».
Шаманы считают, что эффекты аяхуаски не связаны с активными составляющими напитка. Традиционно считается, что дух растения, которое используется для приготовления психоактивного напитка позволяет открыть для себя истоки болезни, получить рецепт лекарства для излечения, или же выяснить, где лучше охотиться и добывать пищу. Шаманы с большим успехом используют этот магический напиток уже в течение многих лет. С каждым годом, чем более цивилизованными становятся тропические регионы, тем все больше не-индийцев вступают в контакт с магическим напитком. Сейчас, многие католики представляют себя в качестве цивилизованных шаманов, и используют аяхуаску для лечения многих физических заболеваний, а также душевных страданий. Их ритуалы использования аяхуаски представляют собой красочную смесь индийских и католических традиций во время исполнения христианских песен. На данный момент существует множество церквей и сект, которые интенсивно используют аяхуаску в качестве традиционного напитка.
Рецепты приготовления аяхуаски
В прошлом, способы приготовления и различные рецепты аяхуаски были засекречены шаманами. Только избранные знали гениальные и правильные рецепты приготовления психоактивного напитка. Только шаманы знали, какие растения нужно использовать для приготовления аяхуаски, где искать нужные растения и травы, и как готовить напиток.
Стебли Банистерии каапи являются основой для всех рецептов аяхуаски. Для приготовления аяхуски необходимо отварить небольшого размера стебли лианы, а после, отваренные листья смешать со свежими листьями чакруны. Полученную смесь оставляют кипятиться на огне до момента, пока она не превратится в черную, густую и ужасную на вкус жидкость. Психоактивный напиток аяхуаска не стоит приготавливать в алюминиевой посуде, поскольку смесь является очень концентрированной и, при кипячении, способна разрушать алюминий и производить несъедобные соли алюминия.
В рецептах амазонских индийцев основным ингредиентом приготовления аяхуаски является лиана. Исследования различных образцов аяхуски показывают, что в психоактивном напитке может содержаться от 20 мг до 400 мг β-карболина. Аяхуаска, приготовленная так называемыми цивилизованными метисами, как правило, содержит более высокие концентрации алкалоидов (в частности N, N-DMT), чем напиток, приготовленный индийцами.
Существует интересный индийский рецепт приготовления ахуаски. Согласно этому рецепту, первым этапом приготовления аяхуаски является дробление 1-2-метрового ствола Банистерии каапи на маленькие полоски. После, полоски помещаются в горшок вместе с несколькими литрами воды. В полученную смесь добавляются листья чалипонги (Diplopterys cabrerana), гуаюсы (Guayusa) геликонии (Heliconia stricta), а также растения семейства Мальпигиевые, известного под названием mukuyasku. Приготовленную смесь кипятят до тех пор, пока большая часть воды не испарится. В результате кипячения должна получится густая темно-зеленая или темно-коричневая жидкость.
Рецепт Эквадора
Для приготовления психоактивного напитка аяхуаска необходимо очистить стебли Банистерии каапи от коры, и подробить их на 4-6 полосок. После дробления стеблей лианы, их необходимо смешать со свежими или сухими листьями чакруны, и начать кипятить. Кусок лианы, длиной около 180 см и 40 листьев чакруны представляют оптимальную дозировку для одного человека при приготовлении аяхуаски. Хотя, часто, для приготовления психоактивного напитка необходимо гораздо меньше ингредиентов. Ведь, чем ниже будет концентрация напитка, тем меньше вероятности передозировки.
Бразильский рецепт
Для приготовления психоактивного напитка аяхуаска необходимо перемолоть стебли Банистерии каапи, смешать их с листьями чакруны, и кипятить в течение от 10 до 12 часов. Горшок для приготовления аяхуски должен быть без ржавчины. Этот момент является очень важным в процессе приготовления психоактивного напитка.
Рецепт Шипибо
У индейского племени Шипибо существует собственный уникальный рецепт приготовления аяхуаски. Снова таки, основным ингредиентом для приготовления психоактивного напитка является лиана Банистерии каапи. Свежую кору лианы кипятят вместе с горстью листьев чакруны и дурманом. Процесс кипячения происходит до момента превращения смеси в густой отвар темно-зеленого цвета. Этот рецепт приготовления является особо эффективным и сильно воздействующим. Употребление такого психоактивного напитка способствует возникновению сильных видений, галлюцинаций и посещению другой реальности.
Существует множество различных рецептов приготовления аяхуаски. Многочисленные растительные добавки, травы используются при приготовлении психоактивного напитка с целью достижению определенных психоактивных, стимулирующих, или же лечебных эффектов. Употребление аяхуаски, приготовленной по рецепту Эквадора, способствует очищению организма, поскольку действует в качестве слабительного. Аяхуска, в компонентах которой содержится табак или же бругмансия, способна вызывать бред и лихорадку. Опытные шаманы обладают огромным багажем знаний о растениях, их эффектах и т.д. Поэтому, как правило, при приготовлении аяхуаски шаманы используют более ста различных растений для достижения определенных желаемых эффектов от напитка.
Ритуальное использование аяхуаски
Традиционно считается, что психоактивный напиток аяхуаска имеет таинственную связь с тропическими лесами. Ведь шаманы уверяют, что сила напитка позволяет видеть духов, которые присутствуют в растениях и животных. Благодаря психоактивному напитку шаманы могут общаться с духами растений, и способны приобретать необходимые для шаманских процессий знания. Традиционно считается, что благодаря аяхуаске шаманы знают истинное значение каждого отдельного животного и каждого отдельного растения. Этот ритуальный психоактивный напиток способен давать ответы на многие волнующие вопросы.
Шаманы используют эффекты аяхуаски для путешествия в другую реальность, которая часто упоминается, как «голубая зона» (англ. «blue zone»). Как утверждают любители ритуального использования аяхуаски, пребывание под влиянием психоактивного напитка позволяет исследовать тайны прошлого, настоящего и будущего, лечить больных членов семьи, а также бороться с темными силами. Считается, что в земном мире определить жертву влияния темных сил невозможно. Однако, благодаря аяхуаске, шаман способен легко указать на жертву потусторонних сил, и избавить страдающего от одержимости. Ритуальное использования психоактивного напитка аяхуаска является традиционным методом народного лечения во многих культурах мира, племенах и верованиях.
Ритуальное использование аяхуаски требует тщательной подготовки. Считается, что без физической и моральной подготовки к использованию ритуального напитка, духи растений не станут отвечать на интересующие шамана вопросы. Перед проведением ритуальной процессии, или же ритуального исцеления шаман обязан быть сексуально воздержанным на протяжении от недели до шести месяцев (период воздержания зависит от сложности ритуальной сессии). Помимо сексуального воздержания, шаман должен придерживаться строгой диеты, не употребляя мясные и молочные продукты, алкоголь, а также соль, перец, специи и жирную пищу. Важным моментом в подготовке к ритуальному использованию аяхуаски является регулярное очищение организма с помощью слабительных веществ, клизм, возлияний. Некоторые шаманы употребляют напиток, приготовленный из гуаюсы, с целью вызывания рвоты. Другие употребляют холодный экстракт из лианы, который действует в качестве слабительного. Шаманы придают очень сильное значение очищению организма, поэтому во время подготовки к ритуальному использованию аяхуски, принимают различные меры для достижения максимального эффекта.
Ритуальное использования психоактивного напитка аяхуска, как правило, сопровождается непрерывным курением табака махорки (Nicotiana Rustica) или табака сигаретного (Nicotiana Tabacum). Считается, что табак способствует изгнанию злых духов, а также неприятных и угрожающих видений. Кроме того, во время ритуального использования аяхуаски участники в больших количествах могут употреблять чичу, другие алкогольные напитки, а также жевать листья растения коки (Erythroxylum coca). Иногда, листья бругмансии замачиваются в роме, а после, употребляются в качестве тонизирующего, стимулирующего средства. Некоторые шаманы, во время ритуального использования аяхуаски, сжигают кору камфорного дерева (Cinnamomum Камфора) в качестве благовоний с целью повышения психоактивного влияния.
Артефакты аяхуаски
Существует огромное количество различных артефактов, связанных с психоактивным напитком аяхуаска. Племена Туканос (Tukanos) до сих пор интерпретируют многие амазонские петроглифы как изображения путешествий под влиянием аяхуаски. Существует также традиция украшения домов узорами, фигурками, эскизами, которые они наблюдали во время путешествия под влиянием психоактивного напитка аяхуаска.
Удивительным является современный перуанский художник Янго Дель Риос, который создал множество картин, отображающих его собственные видения под влиянием аяхуаски. Всемирно известными стали картины Пабло Амаринго, которые были созданы также под влиянием психоактивного напитка аяхуаска. По словам самого автора, эти удивительные картины детально изображают: мифологию психоактивного напитка аяхуаска, другую параллельную реальность, шаманскую вселенную, а также изобилие визуальных магических образов.
В 1953 году, Уильям Берроуз (1914-1997гг), отправился в бассейн Амазонки, чтобы не только узнать об этнофармакологии таинственного магического напитка индейцев Амазонки, но и попробовать традиционную аяхуаску. Американский писатель тщательно исследовал традиции приготовления, употребления, а также эффекты волшебного напитка. Результаты исследования психоактивного напитка аяхуаска Уильям Берроуз опубликовал в книге «Письма Яхе» (1963 г).
Всемирно известный бестселлер «Инки» содержит многочисленные описания традиционного напитка аяхуаска. Перуанский поэт Сесар Кальво в своей книге «Три половинки Ино Мохо» опубликовал великолепные стихотворения, вдохновленные ритуальным напитком аяхуаска.
Индейское племя Шипибо-конибо, в своих ритуальных песнях, создали удивительный метод кодирования и расшифровки видений под воздействием аяхуаски. Песни, которые поются во время ритуального употребления аяхуаски, играют огромную роль в традиционном шаманизме. Ритуальные песни используются в качестве путеводителя в другую параллельную реальность. Различные ритуальные тексты, звуки инструментов используются для создания определенных видений, галлюцинаций во время опьянения напитком.
В дополнение к истинному шаманскому использованию аяхуаски, в последние десятилетия начали появляться различные синкретические церкви, которые используют психоактивный напиток аяхуаска в качестве таинственного ритуального снадобья. В Бразилии, к примеру, существуют не-христианские секты, которые используют аяхуаску в ритуалах изгнания духов, а также физического исцеления.
Эффекты аяхуаски
С начала девятнадцатого века по всему миру начали распространяться невероятные слухи и удивительные доклады исследователей о волшебных, загадочных и магических эффектах аяхуаски. Среди основных эффектов от употребления аяхуаски считались такие способности человека, как проходить сквозь стены, видеть сквозь горы, знать будущее, а также принимать участие в событиях прошлого и изменять будущее. Такие утверждения приобрели статус мифа, выдумки. Однако, фармацевты и доктора утверждают, что столь психоактивный напиток действительно способен пробудить, или же увеличить телепатические способности человека.
Важным фактом является то, что только в последнее время, благодаря многочисленным исследованиям, ученые способны четко рассказать о нейрохимических секретах визуальных эффектов аяхуаски. Благодаря двум основным активным компонентам напитка (гармалин, диметилтриптамин), которые активно взаимодействуют и способствуют безпрепятственному прохождению через гематоэнцефалический барьер, происходит воздействие на определенные рецепторы головного мозга и стимуляция нервной системы. Именно этот сложный процесс, который происходит в организме человека вызывает разного рода видения, скачки во времени, пространстве, реальностях.
Эффекты аяхуаски длятся около четырех часов. Такой активный компонент аяхуаски, как гармалин, который содержится в лиане Банистерия каапи, вызывает седативный эффект, что иногда приводит к временной неподвижности человека. Седативный эффект от употребления аяхуаски является первой фазой воздействия напитка. Во время первой фазы опьянения именно гармалин может вызвать тошноту и даже рвоту. Психоделические эффекты вызывает диметилтриптамин, второй компонент аяхуаски, который содержится в растении чакруне. Психоделические эффекты аяхуаски наступают со временем, примерно через 40-60 минут после употребления напитка. Основные психоделические визуальные эффекты аяхуаски длятся около часа, а затем внезапно прекращаются. Такие побочные эффекты, как тошнота, или головокружение проходят сразу же, после того, как начинает действовать диметилтриптамин, вызывая визуальные психоделические эффекты. В случае, если психоактивный напиток аяхуаска употребляется на регулярной основе, организм привыкает к фармакологическим воздействиям активных составляющих аяхуаски. Со временем у постоянного потребителя психоактивного напитка аяхуаска вырабатывается толерантность к гармалину и диметилтриптамину. Именно по этой причине многие хронические любители аяхуаски больше не испытывают таких неприятных эффектов аяхуаски, как головокружение, тошнота, рвота, и могут употреблять психоактивный напиток несколько раз в день.
Легальность аяхуаски
В настоящее время, психоактивный напиток аяхуаска является полностью законным в Бразилии. Правовая ситуация в других амазонских странах менее ясна, поскольку такое вещество, как диметилтриптамин является запрещенным, и относится к списку опасных наркотических веществ.
Очень противоречивым стал Патент № 5751, выданный Международной корпорацией медицины, зарегистрированой в Соединенных Штатах Америки. В 1996 году произошла регистрация этого патента, которая создала извращенно странную ситуацию вокруг психоактивного напитка аяхуаска. Международная корпорация медицины в своем патенте надеялась закрепить за собой авторские права на психоактивный напиток аяхуаска, таким образом монополизировать химические и фармакологические принципы аяхуаски. Какая же получается ситуация? В случае, если бы патент вступил в силу, то индейцы-изобретатели, хранители и шаманы аяхуаски были бы лишены права готовить свой коренной ритуальный напиток. Только в случае, если бы шаманы выплачивали лицензионные отчисления в корпорацию, они могли бы спокойно заниматься приготовлением аяхуаски. К счастью, по состоянию на 2009 год, этот патент еще не вступил в силу.
Важный факт о аяхуаске
Доклады многих путешественников и исследователей сообщают о том, что опыт, полученный от употребления аяхуски, тесно связанный с амазонскими шаманами. Туристы со всего мира регулярно привлекаются к магическому напитку аяхуаска, его употреблению и ритуальному использованию. Однако, не всегда опыт, полученный от употребления аяхуаски, является положительным. Это связано с неумением приготовления и дозирования психоактивного напитка. Ведь, очень часто, употребление аяхуски туристами, исследователями, или же путешественниками заканчивается передозировкой и другими нежелательными последствиями. Интересным фактом является существование так называемых псевдо-шаманов, которые за небольшие деньги способны открыть «секрет» приготовления магического напитка аяхуаска. В результате употребления аяхуски по рецептам псевдо-шаманов, не редко фиксировались случаи попадания человека в кому, или же психического расстройства.
В Испании айяуаска легальна, и есть шаманы-целители, кто проводит церемонии на юге.