«Древние свидетельства относительно элевсиний единодушны и недвусмысленны. Элевсинии были высшим переживанием в жизни посвященного. Это было и телесный и физический опыт: дрожь, головокружение, холодный пот и затем видение, из-за которого все предшествующее зрение становилось похожим на слепоту, ощущение благоговения и изумления от яркости, вызывающей глубокую тишину, так как только что видимое и прочувствованное никак нельзя было передать; слова не годились для этого. Эти признаки безошибочно указывают на опыт, вызываемый галлюциногенами.
Греки, а именно, наиболее знаменитые и разумные среди них, могли чувствовать и полностью погружаться в эту иррациональность…»
«Элевсинии отличались от пиршественного дружеского опьянения… Различными путями и другие греческие культы также затрагивали аспекты древней общности богов и людей, живых и мертвых, но лишь в элевсиниях этот опыт проходил с исчерпывающей окончательностью…
«Почти две тысячи лет некоторые античные греки каждый год проходили через портал элевсинского храма. Там они воспевали данный людям божественный дар возделывания зерна, а также посвящались во внушающие страх силы нижнего мира при помощи темно-пу рпурных зерен растущих вместе с зерном… »
Так, в междисциплинарном исследовании, основанном на трех различных подходах – этномикологии, исследовании античности и химии, тайные ритуалы древних греков, которые оставались загадкой на протяжении четырех тысяч лет были увязаны с интоксикацией, вызываемой грибком Claviceps, который паразитирует на некоторых злаках.
Сейчас считается, что интоксикант, вызывавший экстаз во время мистерий, производился грибком Сlaviceps paspali, а также возможно другими видами, растущими на различных видах плевела (Lolium) и других зерновых злаках, произрастающих в Греции. Характерные для хорошо известного грибка спорыньи (Claviceps purpurea) активные компоненты были также выделены из других видов этого паразитического рода грибов. Причины, по которым элевсинские мистерии можно увязывать с употреблением грибков из рода Claviceps, обширны и сложны, однако аргументы этому есть весьма убедительные, звучащие со стороны различных дисциплин. В сущности, было показано, что некоторые виды рода Claviceps могут заражать большое число диких злаков, произрастающих в Греции.
Наиболее важным видом в роде Claviceps является Сlaviceps purpurea, спорынья, поражающая рожь (Secale cereale). Твердые, коричневые или темно-пурпурные склероции этого гриба, вырастающие из зерновок ржи крайне часто встречаются в Европе. Исходная терминология описания вида Claviceps purpurea является в действительности запутанной. Слово спорынья (Ergot), берет начало от французского слова «spur» (петушиная шпора), перенятого ныне многими языками. Первоначально оно применялось к грибкам, найденным недалеко от Парижа. Существуют однако дюжины две других слов для обозначения склероциев во французском языке и шестьдесят два народных названия в немецком (наиболее
употребительным является слово Mutter-korn). Двадцать одно слово есть в нидерландском, пятнадцать в скандинавских языках, четырнадцать в итальянском и семь в английском, помимо заимствованного слова Ergot. Эта множественность обиходных терминов указывает на важность этого гриба в европейских странах.
Несмотря на то, что в древности медицинское применение спорыньи не было известно, она рано стала известна в качестве яда. Еще в 600 гг. до н.э. ассирийцы называли шпоровидные наросты или спорынью «ядовитой пустулой (споровой массой) в колосе зерна». Священные книги парсов (около 350 г до н.э.) сообщали: «Среди зловредных творений, созданных Angro Mavnes, есть гибельные злаки, которые вызывают у беременных женщин выпадение матки и смерть во время родов». Хотя древние греки, очевидно, использовали грибы в религиозных ритуалах, они не ели рожь, так как считали ее «черным зловонным товаром из Фракии и Македонии». До начала христианской эры рожь также не культивировалась в Европе, так что эрготные отравления не были описаны в древнеримских фармацевтических источниках.
Самые первые бесспорные отчеты об отравлении спорыньей появились в средние века, когда необъяснимые эпидемии разразились в разных районах Европы, унося тысячи жизней и вызывая неописуемые страдания и агонию. Эти эпидемии проявлялись в двух формах: одна сопровождалась нервными конвульсиями и эпилептическими симптомами; другая сопровождалось гангреной, усыханием и атрофией конечностей и иногда приводила к потере выступающих частей тела — носа, мочек ушей, пальцев рук и ног, ступней. Обычными симптомами интоксикации (которая часто заканчивалась летальным исходом) были делирий и галлюцинации. Одно ранее свидетельство эрготизма в Европе описывает его как «великое проклятие в виде вздутых пузырей [которые] уничтожали людей, превращаясь в отвратительную гниль». Повсеместно во время этих вспышек у беременных женщин происходили аборты. «Святой Огонь» характеризовался чувством жара в руках и ногах.
Святой Антоний, по имени которого был назван этот «огонь», жил религиозным отшельником в Египте: он умер в возрасте 105 лет в 356 году н.э. Он являлся святым — защитником от огня, эпилепсии и инфекции. Во время одного из крестовых походов рыцари вернули его прах во Францию, в Dauphine, для захоронения. Именно там. в Dauphine в 1039 г. произошла самая ранняя из зафиксированных вспышек «святого огня». Богатый горожанин Гастон и его сыновья были среди тех. кого поразила болезнь и Гастон пообещал отдать все свое состояние на помощь другим жертвам, если Святой Антоний вылечит его и его сына. Таким образом в этом французском городе был основан госпиталь для помощи страдающим и учрежден орден Святого Антония.
Считалось, что паломничество к мощам Святого Антония излечивало человека. Но лишь изменение рациона питания — введение хлеба, не содержащего спорыньи — могло оказывать положительное воздействие. Только в 1676 году — почти через пять веков после появления антонова огня, была открыта истинная причина эрготизма, после чего были введены контролирующие меры. Мельники, жившие в средние века, часто держали чистую ржаную муку для состоятельных клиентов, продавая муку, смолотую из пораженного спорыньей зерна более бедным покупателям. Как только причина была установлена, надзор за мельницами позволил быстро подавить вспышки эпидемии антонова огня.
Однако даже в наше время изредка возникают вспышки этой эпидемии, во время которых поражаются целые деревни. Самые большие печально известные вспышки произошли во Франции и Бельгии в 1953 году, а также на Украине и в Ирландии в 1929 году. Существуют предположения, что якобы имевшие место вспышки колдовства в колониях Новой Англии, особенно в Салеме, в штате Массачусетс, могли быть вызваны отравлением спорыньей.
Европейские повитухи издавна знали, что спорынья может помогать при трудных родах и использовали ее для этой цели. Химические компоненты, выделенные из спорыньи, и в настоящее время применяются в официальной медицине для стимуляции сжатия непроизвольной мускулатуры матки во время трудных родов. Самый ранний отчет о ценных свойствах спорыньи при родовспоможении был опубликован в 1582 неким Lonicer’ом из Франкфурта, который заявлял. что зараженная спорынье пшеница является превосходным средством от болей во время беременности. Несмотря на то, что спорынья широко применялась повитухами, во врачебной практике ее впервые применил в 1818 г., врач из Лиона Desgranges. Он провел опыты с ней и опубликовал свои наблюдения. Швейцарский ботаник Baulhin описал спорынью в 1595 г., а его сын сделал первую иллюстрацию грибка в 1658 г. В 1676 г., французский врач и ботаник Dodart добавил новые научные факты к истории изучения спорыньи. Как единственный способ контролировать вспышки эрготизма, он рекомендовал перед французской академией наук просеивание ржи, для того, чтобы извлечь из нее склероции грибка. Но еще в 1750 году ботаники не были уверены в том, как растет спорынья и почему она ядовита. В 1711 г. и вновь, в 1761 г. ученые-ботаники приняли воззрение, согласно которому, черные рожки «формировались путем прорастания зародыша, который вызывал гипертрофированный рост вместо нормального развития зерновки». Лишь в 1764 году немецкий ботаник von M?nchhausen заявил, что спорынья является результатом грибного заражения, но его взгляд не был принят до тех пор, пока знаменитый ботаник А. Р. de Candolle не доказал это в 1815 г. Широко одобренный отчет об эффективности спорыньи опубликовал в 1808 году доктор John Stearns. Несколько лет спустя, Prescott, врач из Массачусетса, представил диссертацию о «естествознании и медицинских свойствах» спорыньи, которая, после ее опубликования в 1813 г. привлекла внимание ученых-медиков в Новом Свете к замечательным свойствам этого грибка. С этого времени спорынья все шире стала применяться в медицине, хотя она отсутствовала в американской фармакопее до 1836 года.
Тем не менее, активные вещества грибка Claviceps purpurea были открыты только в 1920-х годах: эрготамин был идентифицирован в 1921 г.; эргоновин — в 1935 г. Впоследствии, из спорыньи были выделены многие другие родственные алкалоиды. Несмотря на то, что этот опасный паразит ржи никогда не играл первостепенной роли в европейской магико-религиозной традиции, он занял особое место, как субстанция, связанная с божественными силами, — как, некоторым образом, недоброжелательное растение богов.
Химия спорыньи
Активными действующими веществами в спорынье являются индольные алкалоиды, производные одного соединения — лизергиновой кислоты. Наиболее важными алкалоидами в ржаной спорынье являются эрготамин и эрготоксин, в которых лизергиновая кислота связана с пептидными радикалами, состоящими из трех аминокислот. Эти алкалоиды и их производные находят различное применение в медицине.
В токсичных дозах они вызывают гангрену, так как обладают сильным сосудосуживающим действием. Однако спорынья из диких злаков содержит, главным образом, простые амиды лизергиновой кислоты: эргин и гидроксиэтиламид лизергиновой кислоты (найденные лишь на следовом уровне в ржаной спорынье). Эти психотропные алкалоиды могли играть роль при конвульсивной форме эрготизма. Они также являются главными активными соединениями вьюнка Turbina corymbosa (Ololiuqui) и других вьюнковых (Ipomoea violacea, Argyreia nervosa).