Сома, — бог-наркотик древней Индии, занимал высокое место в магически-религиозных церемониях ариев, которые 3 500 лет назад переселились с севера в долину Инда, принеся с собой культ сомы. Эти ранние завоеватели Индии поклонялись божественному опьяняющему средству и пили его экстракт в своих наиболее священных ритуалах. В то время как большинство галлюциногенных растений рассматриваются лишь как священные посредники, Сома стал самостоятельным богом. Древнеиндийская традиция, записанная в Ригведе утверждает, что Parjanya, бог грома, был отцом Сомы» (Индры).
«Войди в сердце Индры, вместилище Сомы, как реки входят в океан, ты, который угождает Митре, Варуне, Вайе, опора небес! … Отец богов, прародитель движущей силы, опора неба, основание земли».
Из более чем тысячи священных гимнов Ригведы, 120 посвящены исключительно Соме, и указания на эту растительную святыню встречаются во многих других гимнах. Этот культ был запрещен, а исходное священное растение забыто; взамен появились другие растительные суррогаты — слабо психоактивные или совсем лишенные активности.
Но все же идентификация Сомы на протяжении двух тысячелетий остается одной из загадок этноботаники. Лишь в 1968 междисциплинарное исследование, проведенное Gordon Wasson, открыло убедительные доказательства того, что священный наркотик был грибом Amanita muscaria, — мухомором красным. Amanita muscaria, вероятно, мог быть древнейшим, и возможно, когда-то наиболее широко употребляемым галлюциногеном.
Любопытная запись о галлюциногенном использовании Amanita muscaria появилась в 1730 году. Тогда пленный шведский офицер, отбывавший двадцатилетнее заключение в Сибири, сообщил о том, что местные первобытные племена используют мухомор как опьяняющее шаманское средство. Это обычай существовал среди отдельных групп финно-угорскихнародов Сибири. Традиции указывают на то, что и другие сообщества, жившие в этом огромном северном регионе, также использовали эти грибы.
Корякская легенда повествует о том, что герой мифов Большой Ворон поймал кита, однако не смог возвратить такое большое животное обратно в море. Бог Vahiyinin (Сущее) сказал ему, чтобы тот съел духов wapaq, чтобы обрести необходимую силу. Vahiyinin плюнул на землю и на ней выросли маленькие белые существа — духи wapaq: у них были красные шляпки, а слюна Vahiyinin застыла в виде красных пятен. Съев wapaq, Большой Ворон стал очень сильным и он сказал: «О wapaq, расти вечно на земле». После этого он приказал своему народу научиться тому, что может ему дать wapaq. Wapaq таким образом это мухомор, — прямой подарок Vahiyinin (Сущего).
Сибирские народы, употребляющие мухомор, не имели других опьяняющих средств до тех пор, пока русские не познакомили их с алкоголем. Грибы сушили на солнце и ели целиком, либо делали экстракт на воде, оленьем молоке или соке некоторых ягод. Когда грибы ели целиком, их сначала увлажняли слюной во рту, либо поручали женщинам разжевать гриб во влажную массу, чтобы затем ее смог проглотить мужчина. Церемониальное употребление мухомора привело к появлению ритуальной практики употребления мочи, так как эти люди установили, что психоактивные вещества гриба, проходя через тело человека, не подвергаются разрушающему метаболизму или даже превращаются в другие активные метаболиты, что весьма необычно для галлюциногенных соединений, содержащихся в растениях. Одно из ранних описаний коряков сообщало о том, что «они заливают грибы водой и доводят
их до кипения. Затем они пьют настой, который опьяняет их; те из них, которые бедны и не могут позволить себе иметь запас мухоморов, стоят в таких случаях вокруг жилищ богатых, ожидая возможности, когда гости выходят помочиться, подставить деревянную емкость для сбора мочи, которую они с жадностью выпивают, так как она все еще содержит в себе силу гриба, — таким образом они также становятся пьяными».
Ригведа определенно указывает на питье мочи во время ритуала употребления Сомы: «Наполненные мужчины мочатся текущей сомой. Повелители с полными мочевыми пузырями быстро в движении мочатся Сомой». Жрецы, олицетворяющие Индру и Vayu, с опьяняющей Сомой в молоке, мочатся Сомой. В ведических поэмах, моча не является чем-то неприятным, она служит облагораживающей метафорой дождя: благословение дождя уподобляется струям мочи, облака оплодотворяют землю своей мочой.
Один путешественник, бывший в Корякин в начале 20-го века, приводит одно из немногочисленных описаний опьянения при традиционном употреблении гриба. «Мухомор вызывает опьянение, галлюцинации и делирий. Легкая форма опьянения сопровождается некоторым оживлением и определенной спонтанностью движений. Многие шаманы, перед началом своих ритуалов едят мухомор, чтобы достичь состояния транса… При сильном опьянении чувства становятся расстроенными, окружающие объекты выглядят очень большими или очень маленькими, начинаются галлюцинации, спонтанные движения и судороги. Насколько я мог наблюдать, приступы сильного возбуждения чередовались с интервалами глубокого угнетения. Человек, опьяненный мухомором, сидит, мирно качаясь из стороны в сторону, и даже принимает участие в семейном разговоре. Внезапно его глаза расширяются, он начинает судорожно жестикулировать, говорить с существами, являющимися в его сознании, петь и танцевать. Затем снова наступает период покоя».
По-видимому, мухомор красный применялся как галлюциноген и в Центральной Америке. Он встречается в диком виде в высокогорьях южной Мексики и Гватемалы. Индейцы племени Maya из высокогорий Гватемалы, к примеру, считают, что Amanita muscaria обладает определенными свойствами, из-за которых они называют его Kakulj?-ikox («гриб-молния»), связывая его с одним из своих божеств, — Raj aw Kakulj? или Бог Молнии. Этот бог управляет действиями chacs, — приносящих дождь гномов, в наше время обычно известных по своему христианскому названию angelitos. У <индейцев> Quiche Amanita muscaria известен как Kaqulja, это имя указывает на его легендарное происхождение, в то время как имя Itzelo-cox указывает на его священную силу в качестве «злобного или дьявольского гриба». В культурах обоих полушарий с древних времен широко была распространена ассоциация грома и молнии с грибами, особенно с видом Amanita muscaria. «В любом случае, индейцы Quiche-Maya … очевидно хорошо представляют, что Amanita muscaria не просто гриб, а гриб, связанный со сверхъестественным».
Первые люди, появившиеся в Америке, пришли из Азии, медленно пересекая территории в районе нынешнего Берингова пролива. Антропологи обнаружили множество связанных с Азией остаточных культурных черт, которые сохранились в культурах обеих Америк. Недавние были открыты следы магически-религиозного значения мухомора, которое фактически сохранились в культурах Северной Америки. Несомненные признаки галлюциногенного использования мухомора установлены в культуре народа Dogrib, принадлежащего к культуре Athabasca и живущего на горной гряде Mackenzie на северо-западе Канады. Здесь Amanita muscaria фигурирует в качестве святыни в шаманских практиках. Молодой неофит сообщал о том, что, с ним делал шаман: «…он держал меня. Я не мог сопротивляться, я был лишен собственных сил. Я не ел, не спал, не думал — я больше не находился в собственном теле». После другого сеанса он написал: «Очистившийся и созревший для видения, я взлетел в пространстве взрывающимся шаром, наполненным семенами… Я пел ноту, которая вдребезги разрушала структуру. А также ноту, которая разрушала хаос, которая была кровавой… Я был со смертью и пытался преодолеть лабиринт». Его первый опыт с грибами представлял собой расщепление на части, второй опыт был встречей с духом.
Еще позднее религиозное употребление Amanita muscaria в качестве священного галлюциногена было установлено на древней ежегодной церемонии. практикуемой индейцами племени Ojibwa или Ahiiisliinaubeg, живущими на о зере Верхнем в Мичигане. Гриб известен в языке Ojibwa под названием Oshtimisk Wajaslikwedo («гриб с красным верхом»).
Химия мухомора красного
Столетие назад считалось, что активным веществом Amanita muscaria должен быть мускарин, после того как Schmiedeberg и Koppe выделили это вещество. Это мнение оказалось ошибочным. Не так давно Eugster в Швейцарии и Takemoto в Японии выделили иботеновую кислоту и алкалоид мусцимол, которые являются ответственными за психотропное действие мухомора. Обычно гриб употребляют в сухом виде. Процесс сушки сопровождается химической трансформацией иботеновой кислоты в мусцимол, последний является самым активным компонентом.
Я чето не понял, так ведь мухомор ядовитый насколько я знаю, и если его съесть то попросту произойдет отравление организма и человек умрет, так как же его есть ???
«Всё есть яд, и ничто не лишено ядовитости; одна лишь доза делает яд незаметным» (в популярном изложении: «Всё — яд, всё — лекарство; то и другое определяет доза»).
Парацельс
У Маккены в пище богов теория о мухоморе как об основной составляющей сомы подвергается сомнению, из-за низкого уровня или даже полного отсутствия состояния шаманского экстаза, в отличии от грибов, содержащих псилоцибин.