Индейцы Guambiano из южной Колумбии говорят о растении Brugmansia vulcanicola следующее: «Каким приятным является послеполуденный аромат длинных колокольчатых цветков Yas… Но это дерево имеет духа в обличье орла, слетающего с небес и вновь исчезающего… Этот дух настолько зловещ, что если слабый человек встанет у подножья этого дерева, он забудет обо всем…. чувствуя себя летящим на крыльях духа Yas… Если девушка опустится отдохнуть в тени дерева, она замечтается о мужчине из племени Paez, потом в ее матке останется существо, которое будет рождено через шесть месяцев в виде плодов или семян дерева».
Виды рода Бругмансия являются коренными обитателями Южной Америки. В прошлом виды рода Бругмансия обычно рассматривались как секция в роде Datura. Тщательное изучение биологии этих растений показало, что они заслуживают выделения в обособленный род. Свойства этих видов, а также их местообитание указывают на длительную связь с человеком.
Галлюциногенное использование видов Бругмансия могло пойти от знания свойств их близких родственников из рода Datura, — знания, которое монголоиды-протоиндейцы принесли в Новый Свет в позднем палеолите и мезолите. Мигрируя на юг, они встречали новые виды рода Datura, в особенности в Мексике, и обращали их для шаманских целей. При заселении Анд в Южной Америке, люди замечали сходство
бругмансий и дурманов и находили, что их психоактивные свойства очень похожи. Как бы то ни было, все, что касается использования растений рода Бругмансия, свидетельствует о своей глубокой древности.
Мало, что известно, однако, об использовании Бругмансии во времена, предшествующие завоеванию европейцами. Существуют, тем не менее, разрозненные упоминания этих галлюциногенов. Французский ученый de la Condamine упоминал об их использовании у индейцев Omagua с берегов Rio Maranon. Исследователи фон Гумбольдт и Bonpland упоминали о Tonga — красно-цветковом виде Вrugmansia sanguinea, как о священном растении жрецов в Храме Солнца в Sogamoza, в Колумбии.
Brugmansia arborea, Brugmansia aurea, и Brugmansia sanguinea обычно растут на высоте не ниже 1800 м. Их семена широко используются в качестве добавки к алкогольному напитку chi-cha. Для употребления используют настой из измельченных листьев и цветков на холодной или горячей воде. Листья могут смешиваться с настойкой, приготовленной из листьев табака. Для употребления некоторые индейцы счищают со стеблей мягкую зеленую кору и вымачивают ее в воде.
Интоксикация под действием бругмансии изменчива, однако всегда характеризуется бурной фазой. Возможно, нет более сжатого описания, чем таковое, оставленное Johann J. Tschudi в 1846 г. который наблюдал действие этого растения в Перу. Индеец «впал в тяжелое оцепенение, его глаза бессмысленно зафиксировались на земле, рот конвульсивно закрылся и ноздри расширились. В течение четверти часа его глаза начали вращаться, изо рта выступила пена, все тело начало содрогаться в страшных судорогах. После того, как эти бурные симптомы отпустили, наступил глубокий сон в течение нескольких часов, затем, когда индеец проснулся, он в подробностях рассказал о путешествии к своим предкам».
Согласно одному отчету от 1589 г, в местности Tunja, у индейцев Muisca, «умерший
вождь сопровождался в последний путь своими женами и рабами, которых хоронили в разных слоях земли… при каждом из них было золото. И для того, чтобы женщины и бедные рабы не испугались смерти перед видом страшной гробницы, вожди дают им пить опьяняющий табак и другие листья дерева, которое мы называем Borrachero, подмешивая все это в их обычное питье, так что ничего не остается от их чувств, дабы могли они предвидеть беду, что вскорости постигнет их». Деревом, чьи листья использовались, несомненно были виды Brugmansia aurea и Brugmansia sanguinea.
Индейцы Jivaro дают непослушным детям питье из Brugmansia sanguinea с поджаренной кукурузой; во время интоксикации дети так увещеваются, будто бы их наставляют духи предков. У Choco считается, что если добавить семена бругмансии в магическое пиво chicha, то у детей этот напиток вызовет возбуждение, во время которого они могут найти золото.
Индейцы Перу до сих пор называют Brugmansia sanguinea именами Huaca или Huacachaca («растение могилы»), от поверья, что оно открывает древние сокровища, спрятанные в могилах.
В жарких областях западной Амазонии Brugmansia suaveolens, В. versicolor и В. insignis применяются в качестве галлюциногенов или добавок к аяхуаске.
По использованию бругмансии возможно ни один регион не может сравниться с долиной Sibundoy в колумбийских Андах. Индейцы Kamsa и Ingano употребляют в качестве галлюциногенов несколько видов и множество местных культурных сортов. Индейцы этого региона, особенно колдуны, владеют широкими познаниями о действии этих растений и выращивают их в частном владении.
Обычно являясь собственностью определенных шаманов, эти культивары имеют собственные местные имена. Листья Buyes (Brugmansia aurea) применяются в основном для облегчения ревматизма, являясь эффективным средством из-за высоких концентраций тропановых алкалоидов. Siangan ранее применялся охотниками: листья и цветки подмешивали в пищу собакам, чтобы те могли найти больше дичи. Имеющие форму языка листья Amaron ценятся для лечения нагноений и ревматизма. Самым редким сортом является Salaman, с причудливо атрофированными листьями; он используется и для лечения ревматизма и как галлюциноген. Пик мутаций встречен в сортах Quinde и Munchira: оба они используются как галлюциногены, но также применяются для лечения ревматизма, в качестве рвотного, ветрогонного, глистогонного и обеззараживающего средства; Munchira кроме того используется для лечения рожистого воспаления. Quinde — наиболее широко используемый сорт в Sibundoy: Munchira — самый токсичный. Редкие сорта Dientes и Ochre находят наиболее важное применение в качестве средства от ревматических болей.
«Такой зловещий дух, говорили нам бабушки и дедушки, есть в этих деревьях с цветками как длинные колокольчики, источающие свой аромат после полудня, что они служили пищей индейцев, от имен которых люди дрожат: свирепые Pijao».
Culebro borrachero, как считают некоторые ботаники, является одним из этих ужасных сортов. Этот, более сильнодействующий, чем все остальные сорта бругмансии, используется в качестве галлюциногена в наиболее сложных случаях для прорицания, а также как эффективное средство от болей при ревматизме или артрите.
Сорта Quinde и Munchira наиболее часто используются из-за своих психоактивных свойств. Сок из измельченных листьев или цветков пьют в виде настоя на холодной воде, либо на aguardiente (перегнанный алкоголь из сахара). В Sibundoy обычно только колдуны употребляют бругмансию. Большинство колдунов «видят» ужасающие образы ягуаров и ядовитых змей. Симптомы интоксикации и неприятные побочные эффекты возможно внесли свой вклад в ограничение применения видов бругмансии в качестве галлюциногенов.
Индейцы Jivaro верят, что обычная жизнь является иллюзией, что истинные силы,
стоящие за обыденной жизнью, являются сверхъестественными. Шаман, со своими сильнодействующими галлюциногенными растениями, может проникнуть в неземной мир чудес и взаимодействовать с силами зла.
Мальчик-индеец Jivaro в возрасте шести лет должен приобрести внешнюю, вызывающую видения душу, arutam wakani, которая позволяет ему сообщаться с предками. Чтобы найти свою arutam, мальчик и его отец совершают паломничество к священному водопаду, совершая омовения, постясь и выпивая табачную воду. Также может употребляться Maikoa (сок бругмансии), для того, чтобы способствовать контакту со сверхъестественными силами, во время которого arutam мальчика появляется в виде ягуаров и анаконд и входит в его тело.
Индейцы Jivaro часто принимают Natema (аяхуаску) или Banisteriopsis, чтобы приобрести arutam, так как это сильные опьяняющие средства, но если с помощью Natema не удается добиться успеха, должна быть использована бругмансия. Интоксикация Maikoa, как утверждают Jivaro, может привести к безумию. Несмотря на свою большую привлекательность, виды рода Бругмансия переживали трудности. Хотя они и являются растениями богов, однако, это не столь приятные их подарки, как пейот, галлюциногенные грибы и аяхуаска. Их мощное и в целом неприятное действие, проходящее через периоды буйства и даже временного безумия, вкупе с отвратительными побочными эффектами, привело к тому, что люди поместили их на второе место. Действительно, это растения богов, но боги не всегда стараются сделать жизнь человека легкой. — поэтому они дали людям растения бругмансия, к чьей помощи человек должен иногда прибегать. Зловещий орел реет над человеком и его дерево Вогrachero — постоянное напоминание о том, что добиться встречи с богами не всегда так просто.
Химия бругмансий
Относящиеся к семейству пасленовых виды Brugmansia arborea, В. aurea, В. sanguinea, В. suaveolens и В. versicolor содержат те же тропановые алкалоиды, что и виды рода Datura: скополамин, гиосциамин, атропин и разнообразные второстепенные алкалоиды тропановой группы, такие как норскополамин, апоскополамин, метелоидин, и т.д. Скополамин, который ответствен за галлюциногенные эффекты, всегда является главным алкалоидом. К примеру, в листьях и побегах В. aurea содержание суммы алкалоидов составляет 0,3%, из которых 80% составляет скополамин. Скополамин также является главным алкалоидом, содержащимся в корнях бругмансий.