история

Индийское предание говорит о том, что боги послали человеку растение конопли, чтобы он смог испытать наслаждение, набраться храбрости и усилить сексуальное желание. Когда с небес начал капать нектар или Амрита, из капель появились ростки конопли индийской. Другая история повествует о том, что когда боги с помощью демонов стали сбивать молочный океан, чтобы сделать амриту, одним из получившихся нек­таров была конопля. Его посвящали Шиве, а для Индры он был любимым напитком. После сбивания океана демоны попытались распоряжаться амритой, но боги смогли предотвра­тить этот захват и дали конопле имя Vijava («победа»), чтобы ознаменовать свой успех. С тех пор это растение богов применялось в Индии для того, чтобы давать сверхъестественные силы употребляющим его людям.

шива
Индуистский голубокожий бог Шива находит в конопле великое удовольствие. Из-за этого конопля, в Индии, считается священным божественным растением и применяется в ритуалах и тантрических практиках.

Взаимное сотрудничество конопли индийской и человека существует, возможно, уже на протяжении десяти тысяч лет — со времени открытия земледелия в Старом Свете. Одно из самых древ­них возделываемых человеком рас­тений, конопля служит пяти приме­нениям: как источник пенькового волокна; как масличная культура; источник семян, употребляемых в пищу человеком как наркотик, а также как лекарство для лечения широкого спектра не­дугов в народной медицине и в новейшей фармакопее. В основном из-за разнообразия своего применения, конопля индийская была введена в культуру во многих регио­нах по всему миру. После долгого периода сожительства с человеком и культурного возделывания, с расте­ниями начинают происходить не­обычные вещи. Они растут в новых и непривычных для них условиях и часто получают возможность гиб­ридизации, которая недоступна в диких условиях произрастания. Они покидают места возделывания и часто становятся злостными сорняками. Путем направленного отбора че­ловеком они могут быть изменены для соответствия характеристикам, связанным с определенным при­менением. Многие культивируемые растения настолько отличны от своих диких прототипов, что ста­новится невозможно разгадать их эволюционную историю. Однако в случае конопли это не так. Несмотря на долгую историю в качестве пер­востепенного возделываемого расте­ния, конопля до сих пор более ха­рактеризуется своими загадками, нежели тем, что о ней известно.
Долгое время ботаническая класси­фикация конопли была неопределенной. Ботаники

конопляные мячики
В северной Индии листья конопли смачивают водой, режут и скатывают в шарики. Затем их продают под названием «Bhang» на рынках (экспонат в государственном магазине конопли От Varnasi, Бенарес).

не соглашались относительно семейства, к которому принадлежит конопля: ранние исследователи вы­двигали на эту роль семейство кра­пивных (Urticaceae); позднее она была отнесена к семейству фиговых (Могасеае); общепринятым на сегодня является выделение специального се­мейства коноплевых, Cannabaceae, в котором состоят лишь два рода: Саnnаbis — конопля и Humulus — хмель. Также существовал спор по поводу того, сколько видов существует в роде Саnnabis: либо этот род содержит один сильно из­менчивый вид, либо состоит из несколь­ких различных видов.  Сейчас доказа­тельства строго указывают на то, что можно различать три вида: С. indica (конопля индийская), С. ruderalis (коно­пля сорная) и С. sativa (конопля посевная). Эти виды различаются условиями про­израстания, признаками семянок и, в особенности, сильными различиями в структуре одревесневшей ткани. Несмотря на то, что все виды содержат каннабинолы, между ними могут быть заметные химические различия, однако подобные доказательства пока до сих пор не получены.
Индийские веды воспевали коноплю как один из божественных нектаров, способный дать человеку все — от хорошего здоровья и долгой жизни до лицезрения богов. Священный текст парсов Zend-Avesta, написанный за 600 лет до н.э., упоминает об опьяняющей смоле, а ассирийцы еще в девятом веке до нашей эры использовали коноплю в ка­честве благовония.
Писания, оставшиеся от китайской династии Chou, датированные 700-500 годами до

Говорят, что китайский император Shen-Nung открыл лекарственные свойства многих растений. Его фармакопея, которая, как считается, была впервые составлена в 2737 г до н.э., упоминает о том, что Cannabis sativa имеет мужские и женские растения.

нашей эры, придают «нега­тивный» смысловой оттенок описанию конопли, называемой Ma, подразумевая ее дурманящие свойства. Так как эта идея, очевидно, предшествовала напи­санию, сочинение Pen Tsao Ching, напи­санное в 100 гг. н.э., но повествующее о легендарном императоре Shen-Nung, жившем за 2000 лет до н.э., может слу­жить доказательством того, что в Китае с самых ранних времен знали о психоак­тивных свойствах конопли, и возможно, применяли их. Утверждалось, что Ma-fen («плоды конопли»), будучи принятыми в большом количестве, вызывали галлюцинации (буквально «видения дьяволов»). При употреблении в течение долгого времени конопля по­зволяла общаться с духами и делала тело более легким». Один даосский священ­ник писал в пятом веке до н.э., что ко­нопля используется «колдунами, вместе с женьшенем, чтобы передвигать время вперед и открывать будущие события». В этот ранний период использование конопли в качестве галлюциногена было несомненно связано с китайским шама­низмом, но ко времени знакомства Ев­ропы с этим растением, случившегося на 1500 лет позже, шаманизм пришел к упадку и использование этого растения для опьянения, по-видимому, прекрати­лось и было забыто. В те времена в Китае конопля ценилась в первую очередь как источник волокна. Существует однако непрерывная цепь свидетельств культи­вирования конопли в Китае, начиная со времен неолита, и высказывалось пред­положение, что конопля могла проис­ходить из Китая, а не из центра Азии. Около 500 г. до н.э. греческий писатель Геродот описывал удивительную ды­мовую баню скифов — воинственных всадников, которые проносились через весь Кавказ на восток и на запад. Он сообщал, что «они делают шатер, скрепив три на­клоненных друг к другу шеста и рас­стилая на них меховые шкуры, которые они укладывают очень тесно друг к другу: внутри шатра на землю кладется блюдо, в которое они кладут раскаленные до красна камни и затем добавляют се­мена конопли… они немедленно начи­нают дымиться, производя такой пар. что ни одна греческая паровая баня не может с ним сравниться; наслаждаю­щиеся скифы громко кричат от радо­сти…». Лишь недавно археологи отко­пали в Центральной Азии занесенные скифские гробницы, датируемые 500-300 годами до н.э. и обнаружили треножники и шкуры, жаровни и угли с остатками листьев и плодов конопли. Всеми было признано, что родиной конопли являлась центральная Азия и что именно скифы распространили ее на запад, в Европу.
Хотя, вероятно, греки и римляне обычно не употребляли коноплю для опьянения, они знали о ее психоактив­ных свойствах. Демокрит сообщал, что ее иногда пили с вином и миррой, чтобы вызывать мистические состояния. Гален около 200 г. н.э. писал, что иногда встречался обычай давать коноплю гос­тям, чтобы способствовать веселью и радости.
В Европу конопля пришла с севера. Римский писатель Луцилий (Lucilius) упоминал об

На этой фотографии показано прорастающее растение конопли. Округлые листья являются семядольными. Первые настоящие листья всегда простые и не сегментированные в отличие от листьев развитого растения.

этом в 120 году до н.э. Плиний старший описывал выделку и сорта конопляного волокна в первом веке н.э., пеньковые веревки были най­дены на месте римского поселения в Англии, датируемого 140-180 годами н.э. Неизвестно, использовали ли конопляные канаты викинги, но палинологические доказательства свидетельствуют, что возделывание конопли в Англии гигантски возросло с раннего анг­ло-саксонского периода до позднего саксонского и норманнского периодов, — от 400-х до 1100-х гг. н.э.
Король Генрих VIII поощрял куль­тивацию конопли в Англии. Морское превосходство Англии елизаветинских времен привело к сильному увеличению спроса на коноплю. Возделывание ко­нопли началось в британских колониях в Новом Свете: сначала, с 1606 г. в Канаде, затем, с 1611 г. в Вирджинии; в 1632 г. поселенцы сделали первые посевы в Но­вой Англии. В дореволюционной Се­верной Америке конопля применялась даже для производства рабочей одежды. Совершенно независимо конопля была ввезена в испанские колонии в Южной Америке: Чили — 1545 г; Перу — 1554 г.
Нет сомнений в том, что производство волокна было ранним применением коно­пли, ношишка конопли возможно, употребление в пищу съедобных семян предшествовало откры­тию ее полезного волокна. Семена конопли индийской очень питательные и трудно себе пред­ставить, что первобытный человек, по­стоянно ищущий пищу, не воспользовался бы такой возможностью. Археологические находки семян конопли в Германии, дати­руемые 500 годами до н.э., указывают на пищевое использование продуктов из этого растения. С древних времен до наших дней, семена конопли употреблялись в пищу в восточной Европе, а также в Соединенных Штатах — как основной компонент птичьих кормов.
Значение конопли в народной медицине — часто неразрывно связанное с ее психоактивными свойствами — даже могло с древ­ности придать ей роль экономически важ­ного растения. Самое древнее упоминание о медицинском использовании конопли вос­ходит к китайскому императору и травоведу Shen-Nung, который пять тысяч лет назад рекомендовал коноплю для лечения малярии, болезни бери-бери, запоров, ревматических болей, рассеянности, и женских расстройств. Hoa-Glio другой древний китайский травовед, рекомендовал смесь смолы конопли и вина в качестве обезболивающего во время хирургических операций.
В древней Индии этот «подарок богов» нашел весьма широкое применение в на­родной медицине. Считалось, что конопля оживляет разум, продлевает жизнь, улуч­шает

семена конопли

рассудок, снимает жар, вызывает сон, лечит дизентерию. Из-за своих психоактивных свойств коноплю ценили гораздо больше, чем лекарства с чисто соматической активностью. Конопля почиталась в не­скольких системах индийской медицины. Медицинский труд Sushrata утверждает, что конопля излечивает проказу. Другой ис­точник,Bharaprakasha, написанный около 1600 г н.э. описывает ее действие как противофлегматическое, способст­вующее пищеварению, воздействующее на желчь, жгучее и вяжущее, предписывая его для стимуляции аппетита, улучшения пи­щеварения и голоса. В Индии спектр пока­заний для медицинского использования ко­нопли включал перхоть, головную боль, грудные болезни, бессонницу, венерические болезни, коклюш, боли в ушах и туберкулез!
Слава конопли как лекарства распростра­нялась вместе с растением. В некоторых ре­гионах Африки она ценилась как лекарство для лечения дизентерии, малярии, нарывов и лихорадки. Даже сегодня готтентоты и представители народа Mfengu утверждают о ее эффективности при лечении укусов змей, а женщины народа Sotho выкуривают ко­ноплю перед родами, чтобы вызвать час­тичное торможение.
Конопля высоко ценилась в медицине и историю ее терапевтического использования можно проследить до эпохи греческих врачей Диоскорида и Галена. Средневековые бота­ники отличали «manured hempe» («удобрен­ную», культивируемую коноплю) от «bas-tard hempe» («левой» сорной конопли), рекомендуя последнюю «против наростов, жировиков и других опухолей», а первую для множества показаний, от кашля до желтухи. Они предупреждали, однако, что при чрезмерном употреблении она может вызвать бесплодие, что «она высушивает … семя» мужчин и «молоко в женской груди». В 16-м веке местами было распространено ин­тересное применение — из-за которого воз­никло английское название Angler’s Weed (рыбацкая трава): «при заполнении [ею] норок дождевых червей, последние выпол­зают и рыбаки и удильщики … используют эту уловку для наживки своих крючков».
Ценность конопли в народной медицине, очевидно, была тесно связана с ее эйфорическими и психоактивными свойствами; знание которых могло быть столь же древ­ним, что и использование ее волокна. Пер­вобытные люди, испытывая все виды рас­тений в качестве пищи, должны были узнать о вызывающем эйфорию экстатическом действии конопли индийской, опьянение могло вы­водить их на потусторонний план и вы­зывать религиозные верования. Таким образом, растение с древних времен рас­сматривалось как особенный дар богов, священный посредник для общения с тон­ким миром.
Несмотря на то, что конопля на сего­дняшний день является наиболее широко употребляемым психоактивным средством, очевидно, что за исключением Азии, ее чисто наркотическое использование не является столь древним. Хотя в древние времена ее эйфорические свойства были известны. Упоминалось, что в Фивах из конопли делали напиток, со свойствами, подобными опиуму. Гален сообщал, что выпечка с коноплей при чрезмерном употреблении вызывала опьянение. Ис­пользование в качестве опьяняющего средства, по-видимому, распространилось на запад и на восток вместе с ордами цен­трально-азиатских варваров, особенно со скифами, которые оказали глубокое куль­турное воздействие на раннюю Грецию и восточную Европу. В Индии, как пока­зывают глубокие мифологические и ре­лигиозные представления, психоактив­ные свойства конопли индийской были известны с древности. Один из ее препаратов, банг (Bhang), был настолько священным, что считалось, что он отпугивает зло, прино­сит удачу и очищает грешников. Те же, кто будет топтать листья этого священ­ного растения, будут страдать от бед или несчастий. Также над коноплей индийской произносили священные клятвы. Любимый на­питок бога неба Индры был сделан из конопли, другой индусский бог, Шива, повелел, чтобы слово Ghangi многократно воспевалось в гимнах во время сева, прополки и сбора урожая этого священного растения. Знание и исполь зование психоактивных свойств в конце концов проникло и в Малую Азию. В Ассирии в первом тысячелетии до н.э. конопля индийская использовалась в качестве бла­говония, что может указывать и на пси­хоактивное употребление. Не смотря на то, что в библии нет прямого упоминания конопли, некоторые неоднозначные пас­сажи могут косвенно относиться к эф­фектам смолы конопли или гашиша.
Возможно, наибольшую важность в религиозном контексте, препараты ко­нопли приобрели в индийских Гималаях и на Тибетском нагорье. Банг является умеренно действующей формой: сухие листья или цветущие побеги толкутся до состояния пасты и употребляются как сладость, известная так же под назва­нием таа-jип, а также в виде настоя. Ганджа делается из богатых смолами су­хих женских соцветий культивируемых растений, которые сжимаются в плотную массу и выдерживаются под давлением в течение нескольких дней, чтобы вызвать в ней химические изменения; ганджу главным образом курят, часто мешая ее с табаком или дурманом. Charas представ­ляет собой смолистую коричневую массу, которая обычно употребляется в виде курительных смесей.
Жители Тибета считали коноплю свя­щенным растением. Буддистская док­трина Махаяны утверждает, что во время шести ступеней аскетической практики, предшествующих просветлению Будды, он питался одним семечком конопли в день. Будду часто изображают с «листь­ями сомы» в его чаше для подаяний, из-за чего загадочный бог-наркотик Сома иногда отождествлялся с коноплей.
В тантрическом буддизме, распростра­ненном в Тибете, конопля играет очень важную роль в медитативных ритуалах, для способствования глубокой медита­ции и росту сознания. И медицинское и нерелигиозное рекреационное употреб­ление конопли в наше время так обык­новенно в этом регионе, что это растение принимается как само собой разумею­щаяся ежедневная необходимость.
Народные предания утверждают, что в Персию конопля была завезена ин­дийским паломником во время царст­вования Khursu (531-579 гг. н.э.), од­нако известно, что ассирийцы исполь­зовали коноплю как благовоние еще в первом тысячелетии до н.э. Несмотря на первоначальный запрет среди мусульман, гашиш широко распространился на запад, по всему Аравийскому полуострову. В 1378 году правители попытались иско­ренить коноплю на арабских террито­риях, введя жестокие наказания.
Вслед за Малой Азией, конопля, от­части из-за мусульманского влияния, рано и широко распространилась в Африке, однако употребление конопли переступило границы мусульманского мира. Широко считалось, что конопля также была ввезена с «малайскими ра­бами». Общеизвестная в Африке под на званиями Kif или Dagga, конопля вошла в социальный и религиозный контекст архаических культур первобытных народов. Готтентоты, бушмены и кафиры на протяжении столетий использовали коноплю в качестве лекарства и опьяняющего средства. В древней племенной це­ремонии жителей долины Замбези, участники вдыхали дым от кучки тлеющей конопли; позднее стали использоваться тростниковые стебли и трубки, а также стало практиковаться сжигание растения на алтаре. Племена Kasai, живущие в Конго, возродили старый культ Riamba, в котором конопля, заменив древние фетиши и символы, была поднята до уровня божества — за­щитника от физических и духовных неприятностей. Договоры заключа­ются вместе с клубами дыма из ку­рительных тыквенных трубок. Ри­туалы курения конопли и гашиша существуют во многих областях восточной Африки, особенно около озера Виктория.
Конопля распространилась и во многих регионах Нового Света, од­нако, за некоторыми исключениями, она не испытала существенного внедрения во многие религиозные верования и церемонии коренных американцев. Существуют, однако, и исключения, как в случае индейцев Tepecano из северо-западной Мек­сики, которые называют коноплю Rosa Maria и иногда употребляют ее в отсутствие пейота. Недавно было установлено, что индейцы мексикан­ских штатов Veracruz, Hidalgo и Puebla практикуют общинные целительские церемонии с применением растения, называемого Santa Rosa и идентифи­цированного как Cannabis sativa, оно считается одновременно и растением и священным посредником Девы Марии. Несмотря на то. что церемония в ос­новном базируется на христианских элементах, растению поклоняются как божеству Земли, считается, что оно живое и представляет собой часть сердца Господня. Участники этого культа верят, что это растение может быть опасным — оно способно прини­мать форму человеческой души, де­лать человека больным, приводить его в ярость и даже вызывать смерть.
Шестьдесят лет на зад, когда мекси­канские рабочие ввели в обиход куре­ние марихуаны в Соединенных Штатах, эта привычка распространилась по южным штатам. К 1920-тым годам в Новом Орлеане ее употребление было в основном распространено среди бедных и маргинальных слоев насе­ления. Продолжившееся распростра­нение этой привычки в США и Европе привело к возникновению до сих пор не преодоленных разногласий.
Cannabis sativa официально состояла в Фармакопее США до 1937 г. и рекомендовалась для лечения большого разнообразия недугов, особенно в качестве мягкого седативного средства. Теперь конопля индийская не является официальным лекарством, однако в настоя­щее время очень активно ведутся ис­следования лекарственного потенциала некоторых каннабинольных компо­нентов и их полусинтетических ана­логов, в частности в отношении по­бочных эффектов противораковой те­рапии.
Психоактивные эффекты препаратов конопли варьируют очень широко, в за­висимости от дозы, способа подготовки и типа используемых растений, метода употребления, характера человека и социального и культурного контекста. Возможно, наиболее часто отмечаю­щейся характеристикой является гре­зящее состояние. Часто вспоминаются давно забытые события, мысли возни­кают в несвязанной последовательно­сти. Изменяется восприятие времени, и иногда, пространства. Высокие дозы иногда вызывают слуховые и зритель­ные галлюцинации. Типичны такие ре­акции. как эйфория, возбуждение, внутреннее счастье, часто вместе с шумным весельем и смехом. В некото­рых случаях люди испытывают заклю­чительную фазу подавленного настрое­ния.

Химия конопли индийской

В то время как психоактивные компоненты большинства галлюцино­генных растений являются алкалоидами, активные вещества конопли индийской не содержат атомов азота и накапливаются в смолистых выделениях растения. Психоактивными свойствами обладают каннабиноиды, из которых наиболее действующим является тетрагидроканнабинол — ТГК, или более строго: (-)Д1-3,4-тетрагидроканнабинол. Наибольшие его концентрации были найдены в смоле неоплодотворенных женских соцветий. Сухие листья также используются из-за психоактивных свойств, хотя они и действуют слабее.
После установления химической структуры ТГК, стал возможен синтез этого соединения.

Легенда возникновения марихуаны

Шива и ганджа

Парвати вышла замуж за Шиву, и стали они жить в очень красивом доме где-то в Гималаях. Мужем Шива был тогда не очень примерным и часто по вечерам гулял и заигрывал с другими богинями, оставляя Парвати в грустном одиночестве. В один из дней, когда Шивы снова не было дома, ей надоело такое отношение мужа и она тоже решила прогуляться по прекрасным гималайским склонам. По пути она встретила необычайно красивое и стройное растение, цветы которого источали невероятно пьянящий аромат. Конечно же, Парвати не сдержалась и сорвала несколько соцветий и принесла их домой. Когда же Шива вернулся, она предложила ему отведать дивных цветков путем воскуривания. Шива курил марихуану в самый первый раз, со времен сотворения вселенной. Ароматные цветы марихуаны доставили Шиве огромную радость и неописуемое удовольствие. У него открылся третий глаз и он, наконец-то увидел свою Парвати во всей ее красе. Он сказал ей самые приятные и нежные слова, которые только может произнести бог богине, а в конце добавил, что теперь он всегда будет с ней. С тех пор они всегда вместе, всегда курят и пьют бханг.

Комментариев: 4 на “история

    1. Как только будете знать все, пожалуйста, поделитесь с нами, а также с другими нашими читателями тем, чего мы еще не знаем.

      1. как можно выращивать коноплю для мед.целях частному лицу в Украине. Если есть ответ на @

        1. На свой страх и риск. Выращивание конопли в медицинских целях запрещено в Украине.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.